Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Викторианский стиль


(по-английски Victorian style, от имени королевы Виктории)

Здание в Викторианском стилеУсловное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901 г.) и принца-консорта (по-английски consort - супруг) Альберта (1819-1861 г.). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии дорогой в XX столетие. Оно характеризовалось "балансированием между традициями и реформами" в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: "victorianism" и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для "английского стиля".

Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи "стиля королевы Анны" и "георгианцев". В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:

  • ранний, или период неостилей (1835-1855 г.)
  • средне-викторианский период (по-английски Mid-Victorian period, 1855-1870 г.)
  • поздний, или "свободное возрождение Ренессанса" (по-английски Free Renaissanse revivals, 1870-1901 г.)

Королевская семья (Франц Винтерхальтер)Начало викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма. В это время Англия переживала период промышленного подъема и становилась "мастерской мира". Соответственно развивалась и заносчивая психология представителей нового "среднего класса" (по-английски middle class), стремившихся окружить себя атрибутами "роскошной жизни.

Одной из причин этого явления называют ослабление влияния Романтизма, ведущего художественного направления начала XIX в. С 1830-х г. в Европе начинается период Историзма, времени сосуществования самых разных неостилей. Англия не была исключением. Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей "неогрек", Неорококо, Неоготики, "византийского", "мавританского", "китайского" стилей. Упадок искусства был неизбежен. "Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций". Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой "исторический декор": "барочную резьбу" из папье-маше, или крашеного гипса, "золоченые рокайли" из жести. Керамикой имитировали металл; "викторианская мебель" в стиле "Людовика XIV" соединялась с "готическим" декором... И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях "викторианский стиль" - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен "доброй старой Англии".

Мост Тауэр В 1860-м годам относится наивысший подъем деятельности У. Морриса - художника, писателя и публициста, организатора движения "Искусства и ремесла", ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. Эти начинания составили "антивикторианское" течение английского искусства середины XIX в. (по-английски Anti-Victorian) и подготовили второй, "средневикторианский период". Он ознаменовался крупнейшим событием в истории - проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851 г.), а также инициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Одним из проявлений "антивикторианского" движения была деятельность прерафаэлитов.

Поздний этап в искусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей английского писателя У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении. В те годы в художественной практике царило невообразимое смешение "исторических стилей": "Луи XIV", Рококо, "Елизаветинского Ренессанса" и Тюдор-Ренессанса ("стиля Тюдоров"), а также барочных стилей "короля Якова" и "Реставрации Стюартов".

Вестминстерский мост и здание Парламента В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с Неоготикой, или "стилем трубадур", с 1860-х г. получает развитие "неоренессанс" - причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко. Англия ответила на это "свободным возрождением Ренессанса".Однако в кривом зеркале вкусов викторианской эпохи и этот неостиль оказался эклектичным. Громоздкая, перегруженная дробным, мелким декором мебель была иронично названа современниками "стилем подставок и верхушек". Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование "готического возрождения", или "Неотюдор" (по-английски Neo-Tudor), поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы в подражание "перпендикулярному стилю" эпохи "Тюдор-Ренессанса" (XVI в.). Большинство существующих "готических" зданий Лондона построено в викторианскую эпоху.

Среди них величественное сооружение - здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом "Большой Бен" - произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860 г.). Внутренняя отделка и мебель в "готическом стиле" созданы по рисункам О. Пьюджина. В 1886-1894 г. в стиле "Неотюдор" построен мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые замки в это же время "воссоздавал" А. Сэлвин. В стиле "готического возрождения" работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт в сотрудничестве с мастерами фирмы "Гиллоу", мебельщик Б. Тэлберт. В 1880-х г. появилось название "стиль Риджент стрит", ассоциирующийся с обстановкой дорогих магазинов на этой фешенебельной улице Лондона. Большие помпезные постройки этого времени отражали характерный имперский дух и потому породили еще одно название: "стиль Британской империи", или "британский ампир". Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название "викторианский стиль" следует брать в кавычки, понимая его фигурально.

Интерьер в Викторианском стиле.
Интерьер в Викторианском стиле.

Каминная плита в средне-викторианском стиле
Каминная плита в
средне-викторианском стиле.

Интерьер столовой в Викторианском стиле
Интерьер столовой в Викторианском стиле.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.