Движки
(оживки, отметки)
Белильные блики, положенные поверх вохрения для моделирования выпуклых частей на личном письме или при изображении обнажённого тела; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п. Движки очень оживляют изображение, их иногда называют «оживками». Техника написания современной иконы восходит к древним иконописным традициям, сложившимся в течение двух тысячелетий.
В иконописи с давних пор существует определенная последовательность в процессе написания иконы. Весь технологический процесс создания иконы разделен на несколько этапов:
- подготовка основания - иконной доски и приготовление красок;
- грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея);
- золочение;
- нанесение красочного слоя - живопись;
- покрытие иконы олифой.
Эти этапы и операции носят наименование "ремёсла", и обычно в древности каждый этап осуществлялся отдельным мастером в иконописной артели.
Доска. Иконные доски, как правило, делаются из определенных пород хорошо высушенной древесины, таких как: липа, сосна, ель, кипарис. Твердые породы древесины используются редко из-за трудности обработки. Обычно из таких пород как дуб делаются шпонки для досок, предназначенные для предохранения доски от коробления, что часто с ними происходит в процессе дальнейшего высыхания доски. Доска для иконы, если она не цельная, должна быть собрана из однородных досок и хорошо склеена. Торцы досок должны быть очень хорошо подогнаны. Для склейки подходит любой натуральный, коллагеновый клей - столярный, костный, мездровый можно использовать кроликовый.
Левкас. После подготовки основы - иконной доски, приступают к следующему этапу работы - грунтовке доски, или левкашению. Левкашенье доски - одна из ответственных подготовительных работ, ибо именно от хорошего левкашения зависит надежность соединения между разнородными поверхностями. Мел должен быть чистый - просеянный и, желательно, отмученный в воде. Для левкаса приготовляют клей, заливая водой и давая ему набухнуть в течении трех часов. Затем его варят на водяной бане, при этом температура не должна превышать 60 - 70 °C, чтобы молекулы глютина не разрушались. В теплый клеевой раствор постепенно всыпают порошок мела, постоянно его помешивая до получения жидкой сметанообразной массы.
Рисунок. Древние мастера делали рисунок прямо на подготовленной и залевкашенной доске. Рисовали углем или кистью. Эти опытные мастера назывались "знаменщики". Рисунок или "знамение" набрасывали жидкой черной краской, а затем обводили, уточняя более густой. Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, так же часто пользуются этим же методом, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более близко и точно почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок. Однако так же часто иконописцы прибегают к способу нанесения рисунка на доску с помощью прориси, такого рисунка, который выполняется на бумаге или кальке для последующего переноса изображения на доску.
Золочение. Перед золочением рисунок процарапывается ко контуру изображения, и часть левкаса, предназначенная для золочения тщательным образом полируется. Левкас, предназначенный под живопись, лучше не полировать слишком тонко, чтобы краска лучше связывалась и проникала в левкас. Для золочения используются листки сусального золота. В древности их получали из предварительно отожженных металлов посредством ручной ковки. Золото может иметь различные оттенки от зеленоватых до красноватых в зависимости от пробы - примесей серебра и меди. В древности использовали более толстое золото.
Краски. В иконописи в качестве основных красок применяют как природные минеральные пигменты, так и пигменты химического производства. Минеральные пигменты измельчаются и перетираются. Колер - готовая к работе краска - приготовляется на основе перетертого пигмента с добавлением эмульсии.
Живопись. В иконописи используется многослойная последовательная система живописи, где каждый этап имеет свое богословско-символическое и живописное значение. В структуре иконы можно выделить три основных этапа. Первый этап живописи называется "роскрышь", на этой стадии цвета наносятся локально. Поверхности изображения раскрывается. Краски наносятся последовательно тонкими слоями, начиная с более темных тонов, учитывая прозрачность и структурные особенности красок. Следующий живописный этап называется "высветление" или для живописи тела - "охрение", основу этого тона составляет охра. Это основной моделирующий форму изображения слой, дающий материи форму. Он состоит из нескольких фаз: первое, второе и, если необходимо, третье высветление. Живопись лика также состоит из нескольких фаз - первое, второе охрение, а так же "подрумянка". Третий завершающий этап называется "оживки" или "движки", этот этап характерен исключительно для иконописи и не встречается в других типах живописи. Оживки, это быстрые короткие - светоносные удары кисти, наносимые в самых светлых местах изображения, они как бы оживляют, зажигают светом форму, материю. Эти движки символизируют отблески Божественного света, дающие жизнь и дыхание каждому живому существу. Для живописи лика этот этап так же делится на отдельные фазы: первые оживки, "приплеск" или "проплавка", объединяющая оживки и охрение, и окончательные оживки.
Олифа. Олифление - завершающий работу этап. Икона слегка нагревается и покрывается льняной олифой. Это покрытие защищает икону от влаги и пыли и укрепляет живописный слой, придавая ему значительную прочность. Живопись становиться более прозрачной и насыщенной.
Движки моделируют выпуклые освещенные детали лица.
|
Движки на иконе Божией Матери "Отрада и утешение".
|
Движки на иконе Архангела Михаила.
|