Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Уральский резной камень


Агатовая чашка (Работа фирмы Фаберже. Саксония, Германия. Начало XX в.)Художественные изделия из цветных уральских камней, старинная ветвь русского декоративно-прикладного искусства. Изготовление резного уральского камня практиковалось с 1720 – 30-х годов, когда в Екатеринбурге (теперешнем Свердловске) были созданы первые фабрики («мельницы») по обработке яшмы, орлеца, малахита, горного хрусталя, мрамора и других камней. В 1765 г. начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных богатств Каменного Пояса.

Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таёжного Урала, вольные старатели к 1885 г. "объявили" более чем о трёхстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.

Драгоценные камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики (основана во 2-й половине XVIII в.), которая уже в 1774 г. выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. На фабрике изготавливались мелкие (камеи, настольные обелиски) и крупные (камины, канделябры, вазы) изделия из камня. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и тонкости гранения самоцветов в звездочку, розой, в ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики. В отчётах смотрителей фабрики упоминается груша, элипт, круглый, овальный капюшон (т.н. кабошон), четырёхсторонняя, восьмиугольная грань. Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству, исчезали всякие пороки в камне.

С конца 1850-х годов на Урале начали распространяться кустарные промыслы, которые изготовляли каменные печати, пресс-бювары, мраморные памятники. Получив "вольную" (после реформы 1861 г.), гранильщики стали трудиться на дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги. К 1980-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными отраслями были малахитовый, яшмовый, селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном доме семья делала брелки, в другом — пасхальные яйца, а в третьем — пепельницы, в четвертом — спичечницы в виде башмака — всего не перечесть. И что самое интересное — кустари стали использовать поделочные камни для украшений: изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, серёжках, запонках.

Корзиночка из уральского родонитаПоначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло жизнь и красоту камня. Но к началу XX в. почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные скупщики держали мастерские и магазины не только в Екатеринбурге. Они имели доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий. Промысел ширился, разрастался и ... вымирал. Возрождение началось в 1919 г. Как только Урал был освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу. Кто по прежнему — на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в артели.

Среди кустарных "предприятий" незаметно существовала минералогическая мастерская при музее Уральского общества любителей естествознания. В августе 1941 г. минералогическая мастерская была реорганизована в ювелирно-гранильную фабрику. Во время войны появились эвакуированные рабочие Киевской ювелирной фабрики. Выполняли в основном заказы фронта: пуговицы, армейские знаки отличия, хронометры, часы. Также реставрировались серебряная посуда и украшения, поступавшая большими партиями из Государственного фонда СССР. В 1950-е годы в Свердловске было покончено с надомничеством.

На фабрику пришло новое молодое поколение рабочих, получивших хорошую подготовку в художественно-профессиональном училище, открытом в 1948 году. Появились первые специалисты, технологи, инженеры. Много внедряется технических и технологических новшеств, совершенствуется процесс золочения вещей, плавка драгоценных металлов.

Свердловская ювелирно-гранильная фабрика была вовлечена в орбиту художественной жизни. Здесь начинают работать первые профессиональные художники, складывается сильная творческая группа модельеров. Основные поиски и эксперименты по разработке новых моделей украшений со вставками из природного камня, связаны с организацией на фабрике в 1963 г. специализированной творческой группы, в состав которой вошли художники, модельеры, технологи, гравёры-инструментальщики, нормировщики. С возникновением этой группы обновляется ассортимент массовых изделий из золота и серебра с полудрагоценным и поделочным камнем, разрабатываются и осваиваются изделия с бриллиантами, формируются стилевые особенности уральского ювелирного искусства, его направления.

Агатовое деревоС самого начала уральские художники трудятся и над созданием уникальных произведений, и непосредственно для ювелирной промышленности. Это привело к возникновению двух главных течений — промышленного и выставочного. Промышленное течение — обеспечивает создание удобных в носке, целостных по форме, эстетически совершенных изделий, отвечающих высоким промышленно-техническим требованиям. Оно объединяет массу украшений, которые разнятся по материалу (золото, серебро), по ассортименту (серьги, броши, кулоны и т.д.), по количеству тиражей.

Значительное место в заводской продукции занимают изделия из золота. Они выпускаются крупносерийными и малосерийными тиражами. Изделия из серебра — давняя гордость завода. Их ассортиментные и тиражные группы те же, что и у золотых. Но они имеют характерные черты, определяемые свойствами металла. Многогранны явления промышленного искусства. Столь же многогранны творческие индивидуальности каждого из художников. Стремление художников к более полному самовыражению породило так называемые "выставочные" вещи и вместе с ними выставочное течение в ювелирном искусстве. И на Урале появилась такая категория художников.

Желание раскрыть какую-то тему, воплотить какое-то свое переживание, мысль определяют конструкцию и архитектонику вещи, диктуют выбор материала. Для уральцев характерно обращение к природе, к мотивам русского эпоса и фольклора, к мотивам бажовских сказов. В их искусстве много значат поэтическая догадка, лирический порыв, фантазия. Они верны природному камню и серебру.

Петухи (Резные фигурки из агальматолита)
Петухи. Резные фигурки
из агальматолита.

Объёмная мозаика из различных цветных камней (Работа уральских кустарей-гранильщиков, XIX в.)
Объёмная мозаика из различных цветных камней.
Работа уральских кустарей-гранильщиков.
XIX в.

Фигурки из пирофиллита (Работа китайских камнерезов, XIX в.)
Фигурки из пирофиллита.
Работа китайских камнерезов.
XIX в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.