Насечка
Способ художественной обработки дерева, рога, кости, металла. Рисунок гравируется на материале, а затем в штрихи вбивается золотая, серебряная или любая другая тонкая проволочка. Насечка дает возможность создать тонкий, гибкий, эффектно переливающийся рисунок, порой в виде беспрерывной орнаментальной вязи. Этот способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, вооружения и боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, наручней, а позднее и огнестрельного оружия.
Этот способ известен с древности. На Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, в Индии, Средней Азии повсеместно применялась в средние века и существует и в наши дни.
Сущность этого процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов специальным образом насекают (отсюда и название) и на подготовленную насечкой поверхность набивают золотой или серебряной узор.
В одних случаях — это тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, в других — изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводятся сцены из нескольких фигур, а также осуществляются различные надписи, орнаментированные в той или иной мере.
В настоящее время золотую насечку применяют в своих работах мастера-художники из аула Кубачи в Дагестане и Златоуста на Урале, не забыта она и тульскими оружейниками.
При насечке в основной пластинке делают углубления, которые так сформированы, чтобы можно было вложить и вковать мягкий металл. Ценность этого приема заключается в различии цвета основы и вкованного в нее металла: они образуют на готовом изделии единую поверхность, и создается впечатление, будто нежный орнамент из другого материала нарисован на основной пластинке и напоминает инкрустацию по дереву.
Требования к материалу, применяемому для насечки, заключаются в следующем:
- Вкладка и основа должны быть разного цвета;
- Вкладка должна быть мягче, чем основа.
Особенно хорошие результаты достигаются, когда золото или серебро таушируются в сталь. Кроме того, для насечки по стали, в качестве вкладки можно применять медь, латунь, мельхиор и алюминий. Можно также использовать бронзу или латунь как основу, которые могут быть украшены медью и серебром.
В последнее время были проделаны опыты насечки рисунков на стали алюминием. Алюминиевая проволока хорошо держится в насечке, легко полируется и образует красивый своеобразный по цвету светлый рисунок на темном стальном фоне, несколько напоминающий насечку серебром.
Интересна в технологическом отношении насечка серебром и мельхиором (никелевый сплав) по твердым породам дерева — самшиту, кизилу, абрикосу. Эта техника издавна применялась в аварском ауле Унцукуль (Дагестан) для декорирования различных бытовых изделий (седла, трости, шкатулки, полки и т.п.)
В настоящее время Унцукульская художественная фабрика, расширяя ассортимент изделий, применяет эту технологию и для ювелирных изделий. Насечка по дереву осуществляется по тому же принципу, что и по металлу.
Золотая насечка на боевом шлеме.
|
Процесс насечки на лезвии.
|
Медная насечка на мече даяков.
|