Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Насечка

Насечка на кубачинской сабле Способ художественной обработки дерева, рога, кости, металла. Рисунок гравируется на материале, а затем в штрихи вбивается золотая, серебряная или любая другая тонкая проволочка. Насечка дает возможность создать тонкий, гибкий, эффектно переливающийся рисунок, порой в виде беспрерывной орнаментальной вязи. Этот способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, вооружения и боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, наручней, а позднее и огнестрельного оружия.

Этот способ известен с древности. На Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, в Индии, Средней Азии повсеместно применялась в средние века и существует и в наши дни.

Сущность этого процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов специальным образом насекают (отсюда и название) и на подготовленную насечкой поверхность набивают золотой или серебряной узор.

В одних случаях — это тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, в других — изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводятся сцены из нескольких фигур, а также осуществляются различные надписи, орнаментированные в той или иной мере.

Насечка на оружейном прикладеВ настоящее время золотую насечку применяют в своих работах мастера-художники из аула Кубачи в Дагестане и Златоуста на Урале, не забыта она и тульскими оружейниками.

При насечке в основной пластинке делают углубления, которые так сформированы, чтобы можно было вложить и вковать мягкий металл. Ценность этого приема заключается в различии цвета основы и вкованного в нее металла: они образуют на готовом изделии единую поверхность, и создается впечатление, будто нежный орнамент из другого материала нарисован на основной пластинке и напоминает инкрустацию по дереву.

Требования к материалу, применяемому для насечки, заключаются в следующем:

  • Вкладка и основа должны быть разного цвета;
  • Вкладка должна быть мягче, чем основа.

Персидские наручи с насечкойОсобенно хорошие результаты достигаются, когда золото или серебро таушируются в сталь. Кроме того, для насечки по стали, в качестве вкладки можно применять медь, латунь, мельхиор и алюминий. Можно также использовать бронзу или латунь как основу, которые могут быть украшены медью и серебром.

В последнее время были проделаны опыты насечки рисунков на стали алюминием. Алюминиевая проволока хорошо держится в насечке, легко полируется и образует красивый своеобразный по цвету светлый рисунок на темном стальном фоне, несколько напоминающий насечку серебром.

Интересна в технологическом отношении насечка серебром и мельхиором (никелевый сплав) по твердым породам дерева — самшиту, кизилу, абрикосу. Эта техника издавна применялась в аварском ауле Унцукуль (Дагестан) для декорирования различных бытовых изделий (седла, трости, шкатулки, полки и т.п.)

В настоящее время Унцукульская художественная фабрика, расширяя ассортимент изделий, применяет эту технологию и для ювелирных изделий. Насечка по дереву осуществляется по тому же принципу, что и по металлу.

Золотая насечка на боевом шлеме
Золотая насечка
на боевом шлеме.

Процесс насечки на лезвии
Процесс насечки на лезвии.

Медная насечка на мече даяков
Медная насечка на мече даяков.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.